FAQ (Часто задаваемые вопросы)

Как зарегистрировать НКО?

Процедуру регистрации НКО осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти, в настоящий момент – Министерство юстиции Российской Федерации.

Какие документы нужно подготовить, прежде чем обратиться с заявлением о регистрации?

Комплект документов включает в себя протокол учредительного собрания  о создании НКО, утверждении устава и избрании органов управления, предусмотренных уставом, и непосредственно сам устав. Следует помнить, что для создания общественного объединения вам необходимы еще как минимум два единомышленника, поскольку  законом установлено требование о трех учредителях. Не забудьте заранее определиться с адресом местонахождения вашей будущей организации. Форма заявления о регистрации НКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212. К заявлению, помимо перечисленных документов, необходимо также приложить квитанцию об уплате государственной пошлины.

Какие юридические документы должны быть у НКО? Требование к ведению документации всех организаций установлено законодательством Российской Федерации. На какие категории документов должен в первую очередь обратить внимание руководитель НКО?

Уставные документы: устав организации; свидетельства о государственной регистрации, о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на налоговый  учет, о внесении изменений в учредительные документы или ЕГРЮЛ; извещения о постановке на учет во внебюджетные фонды, о возможности применять  упрощенную систему налогообложения и прочие; положения: о ревизионной  комиссии, о членстве (если предусмотрено уставом) и иные внутренние документы, наличие которых предусмотрено уставом организации.

Протоколы и решения органов управления: например, об избрании руководящих органов, об участии в конкурсах на получение государственной  поддержки и т. д.

Трудовые документы: штатное расписание, приказы о назначении на  должность, приказы по отпускам, трудовые договоры, личные карточки работников и др.

Гражданско-правовые документы: договоры с контрагентами (физическими и юридическими лицами), акты об оказании услуг и т. д.

Бухгалтерская и налоговая отчетность: бухгалтерские балансы, налоговые декларации, отчеты во внебюджетные фонды и др.

Как отчитываться перед органами юстиции?

Ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязывает НКО до 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в территориальные органы Министерства юстиции в субъектах РФ документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе  руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных  и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Но, возможно, ваша НКО попадает в число организаций, для которых законодательно предусмотрена отчетность по упрощенной форме. Для этого  должно быть соблюдено несколько условий:

  • учредителями (участниками, членами) вашей НКО не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;
  • НКО в течение года не получала имущество и деньги от международных  или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;
  • поступления имущества и денежных средств НКО в течение года составили менее 3 млн рублей.

В этом случае вам достаточно подать заявление, подтверждающее, что  НКО соответствует указанным требованиям, и в произвольной форме изложить информацию о продолжении своей деятельности.

В соответствии с той же ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО  обязаны обнародовать информацию о своей деятельности: о ее продолжении  для тех, кто отчитывается по упрощенной форме, и отчет для всех остальных.

Тут законом предусмотрены два варианта.

НКО может разместить отчет о своей деятельности на информационных  ресурсах Министерства юстиции в Интернетe. На Информационном портале  НКО Минюста РФ (http://unro.minjust.ru/) зарегистрированным пользователям доступна опция «Загрузка отчета». Вы можете заполнить электронные  формы отчетов на сайте или прикрепить документ, заранее составленный в  соответствии с установленными формами, и ваш отчет будет автоматически  опубликован.

НКО может предоставить СМИ для публикации отчет о своей деятельности либо информацию о продолжении своей деятельности – в объеме сведений, представляемых в уполномоченный территориальный орган Минюста  в субъектах РФ.

Как оформлять отношения с сотрудниками?

Если организация нанимает персонал, прежде всего необходимо оформить отношения с бухгалтером и руководителем организации. Отношения  оформляются на основании Трудового кодекса РФ путем заключения трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один  экземпляр остается у работника, второй – у работодателя.

Трудовой договор должен содержать следующие обязательные положения:

  • сведения о работнике (фамилия, имя, отчество) и о работодателе (в  случае юридического лица – полная организационно-правовая форма, полное  название, фамилия, имя, отчество руководителя и документ, подтверждающий его полномочия, в случае физического лица – фамилия, имя, отчество),  заключивших трудовой договор;
  • место работы (с указанием структурного подразделения); 
  • дата начала работы;
  • наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или указание конкретной трудовой функции;
  • права и обязанности работника (ст. 21 ТК);
  • права и обязанности работодателя (ст. 22 ТК);
  • характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за  работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим труда и отдыха; 
  • условия оплаты труда;
  • виды и условия социального страхования, непосредственно связанные  с трудовой деятельностью.

По общему правилу возможно заключение трудового договора с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста.

Трудовой договор может быть заключен: 

  • на неопределенный срок;
  • на определенный срок не более пяти лет (нижней границы нет). Трудовой договор, ограниченный сроком действия, называется срочным.

Трудовой договор отличается от договоров оказания услуг или  подряда тремя основными положениями: по трудовому договору работник обязательно должен ежемесячно получать зарплату, обязательно соблюдать распорядок рабочего времени и иметь право на отпуск. Все  эти условия невозможны для тех, с кем организация заключает договоры  гражданско-правовые, то есть на оказание определенной услуги или создание определенного продукта.

Как оформлять отношения с волонтерами?

Если в уставе вашей организации зафиксирована возможность осуществления благотворительной деятельности и соответствующим органом управления организации утверждена благотворительная программа, то привлекаемые вами волонтеры в соответствии с действующим законодательством – это  добровольцы.

Договор с добровольцем носит гражданско-правовой (не трудовой!) характер и является безвозмездным. Его обязательно нужно заключать в письменной форме, только если в нем предусмотрено условие о компенсации расходов  добровольцев, связанных с осуществлением благотворительной деятельности  в рамках благотворительной программы вашей организации.

Как оформлять отношения с донорами?

Самый распространенный способ получения финансирования НКО – это  заключение договоров пожертвования между человеком или организацией, у  которой есть деньги, и вашей НКО, которая готова осуществлять общественно  полезные проекты.

Формы, в которых может быть сделано благотворительное пожертвование, определены в ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:

  • передача в собственность имущества, в том числе денежных средств и  (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми  объектами права собственности;
  • выполнение работ, предоставление услуг благотворителями – юридическими лицами.
  • Независимо от того, принимаете вы пожертвования деньгами, имуществом или услугами, договор должен быть заключен.

Если вы собираете пожертвования с помощью интернет-технологий, можно разместить на сайте публичный договор. Люди, которые согласны с тем, что деятельность НКО полезна, и готовы ее поддержать, перечислением средств выразят согласие с условиями договора.

Какие проверки могут ждать НКО?

Проверять НКО могут различные органы государственной власти. В  любом случае контролирующие органы обязаны руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ № 294). Кроме  того, проведение проверок регламентируется специальными законами.

Попробуем кратко описать полномочия контролирующих органов в наиболее актуальных сферах деятельности НКО.

Органы прокуратуры РФ

Органы прокуратуры осуществляют контроль (надзор) за соблюдением  законодательства в целом, то есть прокуратура имеет право проводить проверки практически в любой сфере деятельности НКО. Как правило, проверки  инициируются органами прокуратуры при поступлении к ним информации о  нарушении закона (в том числе жалоб, обращений) или же при наличии обоснованного приказа (распоряжения) руководителя органа прокуратуры. Положения ФЗ № 294 на отношения, связанные с осуществлением прокурорского  надзора, не распространяются.

Министерство юстиции РФ (территориальные подразделения)

Министерство юстиции РФ (территориальные подразделения) контролирует соблюдение некоммерческими организациями законодательства РФ и  целей, предусмотренных их учредительными документами, а также расходование средств на уставную деятельность. Минюст наряду с органами прокуратуры наделен полномочиями по противодействию экстремистской деятельности  (выносит предупреждения или обращается в суд с заявлением о ликвидации  НКО или о запрете ее деятельности).

Органы Федеральной налоговой службы

Органы ФНС контролируют правомерность отнесения доходов НКО к  необлагаемым налогом, а также целевое использование доходов, полученных  НКО на ведение уставной деятельности. Вместе с тем органы ФНС осуществляют функцию по противодействию легализации (отмыванию) доходов, по-  лученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Роскомнадзор наделен полномочиями по контролю за соблюдением НКО  требований законодательства в сфере обработки персональных данных, а так  же за деятельностью СМИ.

Органы Государственного противопожарного надзора

Органы Государственного противопожарного надзора контролируют соблюдение нормативных требований в области обеспечения противопожарной  безопасности в зданиях и помещениях, используемых организациями.

Федеральная инспекция труда (и подчиненные ей государственные  инспекции труда)

Инспекции труда контролируют соблюдение требований законодательства о труде и об охране труда.

Помимо перечисленных, существует еще множество органов государственной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций в  той или иной сфере деятельности (органы санэпидслужбы, Федеральная анти-монопольная служба, Федеральная служба по техническому и экспортному  контролю и пр.).

Какие налоговые льготы могут получать НКО?

Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения:

  •  право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной  системы налогообложения – налогом, взимаемым при применении УСН)  целевые поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса РФ. Это  право обусловлено многочисленными оговорками и дополнительными требованиями;
  •  при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере,  пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе  21 НК РФ);
  • право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью.

Какие поступления для НКО не облагаются налогом на прибыль?

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ налогом на прибыль не облагаются:

  •  пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  •  взносы учредителей (участников, членов) НКО, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • безвозмездно полученные работы (услуги), выполненные (оказанные)  (при наличии договора);
  •  средства и иное имущество, имущественные права, которые получены  на осуществление благотворительной деятельности;
  •  средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
  •  имущество, имущественные права, переходящие по завещанию в по  рядке наследования.

Что такое пожертвование?

В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Кому могут делаться пожертвования?

Пожертвования могут делаться всем НКО, на деятельность которых распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На какие цели может передаваться и фактически использоваться  пожертвование?

В ст. 582 ГК РФ говорится, что основное условие передачи и использования пожертвования – «на общеполезные цели». При этом перечень таких целей законодательство РФ не раскрывает. Прояснить, что это такое, помогает  анализ Конституции РФ и ряда законодательных актов. Он позволяет сделать  вывод о том, что к общеполезным можно отнести цели благотворительной деятельности, указанные в ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О  благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а так же цели создания некоммерческих организаций, перечисленные в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

На практике возникают вопросы о том, можно ли расходовать пожертвования на содержание организации, включая заработную плату административно-управленческого персонала НКО, уплату различных налогов (на  имущество, транспортного налога, земельного налога и др.), содержание помещений и оборудования, приобретение канцтоваров и др.

С точки зрения экспертов Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО, при решении этих вопросов опять же первичны цели деятельности организации. Если  вся деятельность НКО является общеполезной, то и расходы на содержание  организации допустимо финансировать из средств пожертвований.

В то же время невозможно получить такого рода поступления, как «пожертвование на уплату налогов», «пожертвование на содержание организации» и т. п. Сама по себе уплата налогов не может быть общеполезной целью,  так же как и содержание организации.

Обязательно ли подписывать договор пожертвования в письменной  форме?

В соответствии со ст. 574 ГК РФ договоры дарения (к которым относится и договор пожертвования) необходимо заключать в письменной форме, если сумма  договора превышает 3 тыс. рублей, а жертвователем является юридическое лицо.

Обязательно ли указывать назначение пожертвования?

Согласно п. 3 ст. 582 ГК РФ жертвователь может (но не обязан) определить  назначение использования этого имущества, когда речь идет о передаче пожертвования некоммерческой организации.

Кто может передавать пожертвования?

Никаких ограничений по стороне, имеющей право передавать пожертвование, действующее законодательство не содержит. Иными словами, передать  пожертвование может коммерческая и некоммерческая организация, иностранное юридическое или физическое лицо и т. д.

Какие льготы по НДС могут получать НКО?

Ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождает от налогообложения следующие виды деятельности, которыми могут заниматься НКО:

  •  реализация услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми,  необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения  и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
  •  реализация услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного  образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в  кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  •  реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и  (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных  программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а  также услуг по сдаче в аренду помещений;
  •  реализация услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан по-  жилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в  трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или)  законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;
  • в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
  • реализация услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных  или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над  ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких  граждан и их семей;
  •  реализация услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо  принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание  в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации  формах;
  •  реализация услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных  или не полностью дееспособных граждан;
  •  реализация услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • реализация услуг по профессиональной подготовке, переподготовке  и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы  занятости;
  • реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации  и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в госу-  дарственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной  помощи (содействия) Российской Федерации»;
  • реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
  • реализация работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование  (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;
  • реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд)  товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством  Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными  как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее  80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из  вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее  50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых  являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,  физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности  в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных  товаров;
  •  реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической  культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;  оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;
  •  реализация услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том  числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися  бланками строгой отчетности;
  •  безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Какие виды отчетности должны представлять НКО в государственные  органы?

НКО обязаны представлять в государственные органы следующие виды  отчетности:

  • в налоговые органы – налоговые декларации, сведения и расчеты;
  •  в органы Пенсионного фонда РФ – ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования, а также  сведения о каждом работающем в организации застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  •  в территориальный орган ФСС РФ – ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное  страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового  обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования,  произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ;
  •  в органы Минюста России – ежегодная отчетность о деятельности;
  •  в органы государственной статистики – отчетность, перечень и сроки  представления которой организации нужно узнавать самостоятельно.

Как быть, если денежные средства используются одновременно и целевым и нецелевым образом?

Что значит: поступления использованы по целевому назначению? Как быть, если средства используются одновременно и целевым, и нецелевым образом? В этом случае налог начисляют только на ту часть денег, которая использована нецелевым образом. Сложнее, если целевые средства потрачены на покупку имущества, которое будет использоваться в обоих видах деятельности НКО. Тогда, по мнению налоговых инспекторов, такие средства облагаются полностью налогом на прибыль. В противном случае придется предоставить документы о целевом использовании средств. Если документы предоставлены, то позиция налогоплательщика обоснована. Поэтому, даже если организация использует целевое имущество, направленное на некоммерческую деятельность, еще и в предпринимательстве для достижения уставных целей, облагать его налогом на прибыль неправомерно. Но эта позиция все же является весьма спорной, и налоговики с такими доводами могут не согласиться. Поэтому не исключено, что отстаивать свои права организации придется в судебном порядке. Также спор может возникнуть, если НКО положит целевые деньги на депозит. Минфин сообщил по этому вопросу следующее. Размещение целевых средств на депозите не будет являться нецелевым использованием денег и, следовательно, не приведет к их обложению налогом на прибыль только при наличии следующих условий:

  • - у НКО нет расходов по размещению временно свободных остатков целевых средств на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах, признаваемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Наличие расходов, направленных на получение дохода, является основным критерием отнесения деятельности к предпринимательской;
  • - НКО имеет документальное обоснование целесообразности решения о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств;
  • - НКО имеет документальное обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены;
  • - денежные средства с депозита будут потрачены на содержание некоммерческой организации или на ведение ее уставной деятельности по целевому назначению и в срок. При этом целевые деньги налогом облагаться не будут. Подпадут под налогообложение только полученные проценты от размещения средств на депозите (см. письма Минфина России от 01 августа 2013 года № 03-03-06/4/30833, от 29 июля 2013 года № 03-03-06/4/30025, от 13 января 2014 года № 03-11-06/2/262 (в части применения УСЗН) и др.)

Какие денежные средства признаются грантами?

Грантами признаются денежные средства и иное имущество, передача которого НКО удостоверяет следующим условиям.

Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Во-вторых, гранты должны быть получены: - от российских физических лиц; - некоммерческих организаций. Имущество, полученное от коммерческих организаций и иностранных граждан, не является грантом и облагается налогом на прибыль.

В-третьих, гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, физкультуры и спорта (за исключением профессионального спорта), а также на проведение конкретных научных исследований.

В-четвертых, гранты предоставляются на условиях, которые определяет грантодатель, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта. Вообще о получении гранта свидетельствуют также следующие документы: договор, платежные поручения, выписки с расчетного счета банка, приходные кассовые ордера.

В договоре обязательно должны быть указаны:

  • - наименование грантодателя и грантополучателя, их адреса и банковские реквизиты;
  • - решение о предоставлении гранта;
  • - сумма и порядок финансирования;
  • - цели использования гранта (конкретные программы);
  • - сроки использования средств;
  • - описание результатов, запланированных сторонами договора;
  • - порядок и форма представления отчетов об использовании полученных средств;
  • - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств каждой из сторон. Если полученный НКО грант не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий и его нельзя отнести к иным видам целевого финансирования или целевых поступлений, он учитывается при расчете налога на прибыль как безвозмездно полученное имущество (денежные средства) на основании п. 8 ст. 250 НК Российской Федерации.

Какие нормативные акты применяются в бухгалтерском учете некоммерческих организаций?

При ведении бухгалтерского учета некоммерческим организациям необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • - Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • - Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». (В ПБУ 1/2008 указаны вопросы, которые в обязательном порядке должны быть раскрыты в учетной политике организации независимо от ее организационно-правовой формы, сферы деятельности и объема производства и реализации);
  • - ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». (Данный стандарт применяется НКО, которые осуществляют расчеты в иностранной валюте. В ПБУ 3/2006 устанавливаются порядок перерасчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, правила учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, а также порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте);
  • - ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». (В ПБУ 4/99, в частности, определены содержание бухгалтерского баланса, пояснений к бухгалтерскому балансу, правила оценки статей бухгалтерского баланса, примерный состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, правила составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартально и месячной). Некоторые пункты ПБУ 4/99 разработаны с учетом особенностей осуществления деятельности НКО. Установлена отдельная форма бухгалтерской отчетности (форма № 6), применяемая исключительно организациями, использующими целевое финансирование;
  • - ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». (ПБУ 5/01 устанавливает порядок оценки материально-производственных запасов в зависимости от источников их поступления (приобретение за плату, изготовление силами организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.п.), методы оценки материалов при их списании в производство, состав информации о состоянии материальных запасов, подлежащей отражению в отчетности);
  • - ПБУ 6/01 «Учет основных средств». (Согласно ПБУ 6/01 особенности учета объектов основных средств в некоммерческих организациях сводятся к учету износа таких объектов);
  • - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». (ПБУ 7/98 применяется исключительно для целей бухгалтерской отчетности и только при наличии соответствующих условий – совершения событий после даты составления бухгалтерской отчетности);
  • - ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Положения ПБУ 7/98 и ПБУ 8/2010 в некоммерческих организациях применяются весьма редко. Это обусловлено составом пользователей бухгалтерской отчетности НКО и спецификой запросов пользователей к структуре и составу отчетных данных;
  • - ПБУ 9/99 «Доходы организации». ПБУ 9/99 регулирует порядок определения выручки от продаж (реализации) продукции, работ или услуг, формирования прибыли и учета внереализационных доходов; - ПБУ 10/99 «Расходы организации». В ПБУ 10/99 приведено определение расходов организации, примерный перечень расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 применяются НКО, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Организации, которые подобной деятельностью не заняты, ведут учет доходов и расходов в соответствии со сметой доходов и расходов, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке;
  • - ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000 применяется организациями, получающими государственную помощь или средства бюджетного финансирования под выполнение определенных мероприятий (выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг). При учете подобных средств следует учитывать, что использованные или использованные не по назначению суммы включаются в состав валовой и налогооблагаемой прибыли организации. ПБУ 13/2000 отдельно регулирует учет бюджетных средств, бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи. Отдельным разделом ПБУ 13/2000 установлен состав информации, обязательной к представлению в бухгалтерской отчетности организациями, получающими государственную помощь. Помимо учета средств государственной помощи отдельные положения ПБУ 13/2000 могут использоваться при организации и ведении учета сумм, поступивших в порядке целевого финансирования отдельных мероприятий или программ. Таким образом, из всех стандартов бухгалтерского учета в НКО чаще и полнее всего используется именно ПБУ 13/2000;
  • - ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». В ПБУ 14/2007 установлен перечень способов начисления амортизации нематериальных активов; причем этот перечень шире, чем аналогичный перечень, установленный Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. НКО применяют требования данного стандарта в том случае, если на их балансе имеется имущество, подпадающее под категорию нематериальных активов;
  • - ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». (Применение ПБУ 15/2008 в НКО весьма ограниченно, так как основным источником финансирования деятельности некоммерческих организаций являются вступительные и членские взносы, а также целевые поступления от государственных, муниципальных органов, юридических и физических лиц). Кроме вышеперечисленных нормативных актов, некоммерческие организации при ведении бухгалтерского учета руководствуются в практической деятельности условиями договоров и соглашений с инвесторами и иными участниками отношений, возникающих в связи с выполнением НКО своих функций.
  • - ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Как проводится инвентаризация в НКО?

Инвентаризация – это один из обязательных элементов бухгалтерского учета. Ее необходимость связана с тем, что данные бухгалтерского учета и фактическое состояние имущества и расчетов любой организации, и в том числе, некоммерческой, подлежат регулярной сверке.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года, а библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет;
  • - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); 
  • - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • - при реорганизации или ликвидации организации;
  • - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризации в НКО подлежит, во-первых, имущество, принадлежащее данной НКО: основные средства, нематериальные активы, прочие запасы, денежные средства. Во-вторых, должна быть проведена инвентаризация финансовых обязательств, отраженных в бухгалтерском учете НКО: кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы. В-третьих, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете.

В-четвертых, в ходе инвентаризации может быть выявлено имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Оно тоже входит в состав ценностей, подлежащих проверке. Фактическое наличие всего вышеуказанного имущества сверяется с данными бухгалтерского учета. Кроме того, контролируется сохранность имущества, выявляется имущество, потерявшее свое первоначальное качество, залежавшееся и не нужное организации. Проверяется также полнота отражения в учете обязательств.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи не менее чем в 2 экземплярах.

Инвентаризационная комиссия (ревизионная комиссия) обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. Излишки имущества приходуют по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующую сумму относят у некоммерческой организации на увеличение доходов. Недостачу имущества и его порчу относят на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списывают на увеличение расходов некоммерческой организации.

К документам, представляемым для оформления списания недостач имущества, должны быть приложены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение внутренней или внешней экспертизы о причинах порчи ценностей.

В бухгалтерском учете некоммерческой организации по результатам инвентаризации могут быть оформлены следующие проводки: На сумму стоимости основных средств, не отраженных в учете Дебет счета 01 «Основные средства», кредит счета 86 «Целевое финансирование». На сумму стоимости недостающих объектов основных средств Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 01. На сумму стоимости материалов, не отраженных в учете Дебет счета 10 «Материалы», кредит счета 86. На сумму стоимости недостающих материалов Дебет счета 94, кредит счета 10. На сумму излишка наличных денег в кассе Дебет счета 60 «Касса», кредит счета 86. На сумму недостачи денежных средств в кассе Дебет счета 94, кредит счета 50. Затем определяется, за счет каких источников списываются суммы, отнесенные на счет 94. Суммы недостачи могут быть возмещены за счет виновных материально ответственных или должностных лиц некоммерческой организации. При этом делаются следующие проводки. Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба», кредит 94 – на сумму недостачи, отнесенную на счет виновных лиц; Дебет 70 кредит 73 – на сумму материального ущерба, удержанную при начислении сумм оплаты труда; Дебет 50 кредит 73 – на сумму материального ущерба, возмещенную посредством сдачи наличных денег в кассу организации. На сумму недостачи, по которой виновные лица не определены либо во взыскании которой отказано органами суда или арбитража, делается проводка: дебет счета 86, кредит счета 94.

Разъясните порядок учетной политики НКО?

Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/2008. Из п. 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации включает два этапа: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица, в том числе и НКО. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основании ПБУ1/98 и утверждается руководителем организации. При формировании учетной политики утверждается ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета в организации.

Принято различать два аспекта учетной политики – организационный и методологический. При формировании учетной политики в части организационного аспекта разрабатываются и утверждаются:

  • - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • - методы оценки активов и обязательств;
  • - правила оценки статей бухгалтерской отчетности;
  • - правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • - порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Определение существенных способов бухгалтерского учета в некоммерческих организациях имеет свои особенности, обусловленные спецификой их правового положения и осуществления ими уставной деятельности. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются Положениями по бухгалтерскому учету.

В соответствии с п. 27 ПБУ 5/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:

  • - о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
  • - о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
  • - о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
  • - о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей. В организациях, не занимающихся предпринимательской деятельностью, данный резерв создаваться не может, так как отсутствуют источники его формирования.

Пунктом 32 ПБУ 6/01 предусмотрено, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:

  • - о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации (износа) по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
  • - о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);
  • - о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
  • - об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
  • - о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
  • - об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
  • - об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
  • - о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;
  • - об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
  • Согласно п. 31 ПБУ 14/2000 в составе учетной политики организации подлежит раскрытию следующая информация:
  • - о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
  • - о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);
  • - о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
  • - о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

В соответствии с п. 17 ПБУ 9/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

  • - о порядке признания выручки организации;
  • - о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.

Согласно п. 20 ПБУ 10/99 в учетной политике организации должен раскрываться порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

На основании какого основного документа осуществляют деятельность и организуют бухгалтерский учет НКО?

Система бухгалтерского учета НКО должна содержать информацию не только о состоянии активов и пассивов, наличии и объеме имущества организации, но и в отличие от коммерческой организации о том, как использованы полученные целевые средства.

Основным документом, на основании которого НКО осуществляют деятельность и организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Смета составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Унифицированной формы этого документа нет. НКО обычно исходят из опыта работы бюджетных учреждений или из опыта работы бухгалтера.

В частности, можно составлять смету и по статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах.

Источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

  • - вступительные членские взносы;
  • - взносы учредителей;
  • - добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц;
  • - целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных (включая гранты);
  • - ассигнования из бюджета;
  • - доходы от внереализационных операций;
  • - средства от собственной предпринимательской деятельности.

Каждая строка сметы должна быть подтверждена соответствующим расчетом или оправдательным документом.

Доходная часть сметы:

1)взносы учредителей. Доходы это вида не могут быть постоянными – они возникают только при создании НКО и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. В общем случае предельный срок внесения взносов учредителями не может превышать двенадцати месяцев с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Следовательно, на очередной финансовый год поступления по данной строке можно планировать в размерах, равных задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года, а период, в котором они могут поступить, не должен выходить за пределы срока внесения взносов, ограниченного законодательством. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительные взносы. Данный вид доходов может поступать в НКО в течение всего срока ее функционирования.

3) членские взносы. Условно принято, что поступления членских взносов будут одинаковыми в течение всего года. На практике, с учетом вновь вступивших в некоммерческую организацию членов и выбывших из нее, суммы поступлений могут быть подвержены существенным колебаниям.

4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Общая сумма расходов на проведение тех или иных программ и мероприятий определяется на основании соответствующих расчетов. Следовательно, и суммы предполагаемых поступлений могут быть рассчитаны.

5) целевое финансирование. Целевое финансирование чаще всего поступает от учредителей некоммерческих организаций под те задачи, для выполнения которых эти организации созданы. Процесс определения сумм целевого финансирования сложен и проходит несколько ступеней разработки, обоснования и утверждения. Как правило, доходы данного вида отражаются в смете доходов и расходов на основании информации пакета документов (смет, расчетов и т.п.), поступивших от организации или физического лица, являющихся отправителями средств;

6) поступления от предпринимательской деятельности. Такой способ пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны для обеспечения всех потребностей организации или если эти источники являются нерегулярными. Доходы от предпринимательской деятельности также планируются на основе данных нескольких рабочих документов: бизнес-плана или иного аналогичного документа, в котором учтены расходы, включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг, связанные с ее реализацией, а также доходы от реализации результата предпринимательской деятельности (продукции, работ или услуг);

7) строка «Итого доходов». По этой строке отражаются не только суммы предполагаемых к получению поступлений, но и переходящий остаток на начало планируемого года.

Расходная часть сметы.

1) заработная плата работников. Расходы на оплату труда, рассчитанные по тарифным ставкам или по иным формам и системам заработной платы, а также суммы расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат отражаются в смете на основании данных разработанного и утвержденного штатного расписания некоммерческой организации, а также необходимых расчетов, прилагаемых к штатному расписанию;

2) начисления на заработную плату. Расчеты заработной платы производятся при разработке штатного расписания. Необходимость разделения расходов на оплату труда и начислений на эти расходы на 2 отдельных вида расходов обусловлена принятыми принципами формирования бухгалтерской и статистической отчетности, а также тем, что получателями средств являются принципиально разные адресаты (работники НКО и бюджеты);

3) коммунальные расходы. К данной строке расходов также необходимо приложить соответствующие расчеты. Эти расчеты производятся на основании данных заключенных договоров на поставку различных видов коммунальных услуг, а также приложений к этим договорам, в которых указываются объемы потребляемых услуг (по месяцам календарного года) и расценки на эти услуги;

4) административные расходы. В этот вид затрат включаются канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг. Планирование может осуществляться либо по нормативам от какой-либо базы (общей суммы расходов, расходов на оплату труда и т.п.) или посредством проведения специальных расчетов по каждому виду затрат;

5) хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств. Хозяйственные расходы включают расходы на хозяйственное обслуживание (эксплуатацию зданий и сооружений, уборку территорий и помещений и т.п.) Этот вид затрат также может определяться по установленному нормативу. Что же касается ремонта, то он является планово-предупредительным, и, следовательно, на каждый год техническими службами организации разрабатывается пакет документов с указанием сроков проведения и вида ремонта, а также определяются потребности в денежных средствах и материально-производственных запасах, необходимых для проведения ремонта;

6) целевые расходы. Этот вид расходов планируется одновременно с целевыми доходами. Необходимые данные можно получить из тех же документов, что и данные, необходимые для планирования соответствующей строки доходов.

7) прочие расходы. В эту строку при необходимости включаются затраты, не отраженные в других строках;

8) резерв непредвиденных расходов. Наличие данной строки в смете доходов и расходов не является обязательным. Целесообразность включения таких расходов может быть обоснована наличием подобных затрат в предыдущие отчетные периоды.

Форма сметы должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации. Как любой первичный учетный документ он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Утверждение финансового плана (сметы) некоммерческой организации и внесение в него изменений осуществляются высшим органом управления организации (п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ).

Ограничивать те или иные расходы некоммерческой организации при согласовании сметы могут лишь уставные документы организации либо жертвователи, грантодатели и учредители (члены, участники).

Ограничение существует в части оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации. На нее отводится не более 20 % финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год. Это предусмотрено п. 3 ст. 16 Закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». При этом указанный лимит не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Также в ст. 16 Закона № 135-ФЗ указано: если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.  Для других НКО такое ограничение не предусмотрено. Однако всем НКО рекомендуется руководствоваться ограничениями, указанными в Законе № 135-ФЗ, особенно если они получают пожертвования.

На конец года могут оставаться неизрасходованные средства. Это суммы, которые НКО может потратить и в следующих периодах. Главное, чтобы срок траты этих средств не иссяк. Остаток средств на конец года необходимо запланировать в смете следующего года входящим сальдо. Подтверждает такую позицию и Минфин России (см. письмо от 26 июня 2007 года № 03-03-06/4/75).

Обращаем внимание на следующий момент. Многие некоммерческие организации составляют смету доходов и расходов. Мы бы посоветовали во избежание недоразумений со стороны налоговой инспекции называть документ сметой поступлений и расходов, так как целевые средства доходами НКО не являются.

Смета НКО – это только план. Зачастую фактические поступления и затраты с ним расходятся. Поэтому целесообразно изначально, при утверждении сметы, указать возможный процент расхождений и прописать причины их возникновения.

Например, в протоколе учредителей (правления) по утверждению сметы может быть установлено отклонение от запланированных данных в 5 % и указано, что такое расхождение может быть связано с повышением тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, арендной платы и пр. Тогда по окончании года при подведении итогов и утверждении сметы на следующий год необходимо будет обосновать все фактические расхождения по исполнению сметы. Конечно они должны быть в пределах запланированных отклонений на начало года.

Какие организации из числа НКО подлежат обязательному аудиту?

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется, в частности, если: 

объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания  услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн  рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн рублей;

 организация является фондом (в том числе негосударственным пенсионным фондом). Для НКО, зарегистрированной в форме фонда, обязанность проходить аудиторскую проверку возникает независимо от объема целевых  поступлений;

 обязательный аудит в отношении этих организаций предусмотрен федеральным законом.

Например, таким законом является ФЗ от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке  формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (с изм. и доп.), которым предусмотрено, что «годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, связанная с формированием целевого  капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20  миллионов рублей» (п. 6 ст. 6), и «бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность не являющегося собственником целевого капитала получателя дохода  от целевого капитала подлежат обязательному ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого  получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в  течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей».

Какая ответственность установлена законодательством за уклонение  от аудиторской проверки?

В настоящее время специальная ответственность за уклонение от прохождения обязательного аудита законодательством не предусмотрена (хотя проекты, вводящие такую ответственность, разрабатываются).

Но помните: аудиторское заключение является составной частью годовой  бухгалтерской отчетности в случае, если организация подлежит обязательному  аудиту (пп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В п. 2 ст. 14 вновь принятого ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О  бухгалтерском учете» по этому поводу лишь сказано, что «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением  случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним».

Как использование информационных технологий может повлиять на деятельность НКО?

Информационные технологии (ИТ) – важнейший ресурс развития вашей некоммерческой организации. Они помогут вам решить несколько важнейших  задач, чтобы в конечном счете добиться более эффективной реализации миссии вашей НКО. Использование ИТ позволяет:

  • повысить эффективность работы НКО и качество реализуемых про-  грамм;
  • рассказать о деятельности НКО более широкой аудитории;
  • обеспечить надежное взаимодействие с партнерскими организациями;  ӹ увеличить объемы привлекаемых средств;
  • открыть для организации новые перспективы развития.

В каких сферах деятельности информационные технологии жизненно  необходимы успешной НКО?

Использование информационных технологий не только существенно облегчает решение повседневных задач. ИТ изменили мир вокруг нас, и эти изменения коснулись практически всех сфер деятельности. Успех современных  социально ориентированных организаций практически определяется тем, насколько активно они используют широкие возможности, предлагаемые современными ИТ.

В делопроизводстве ИТ помогут вашей организации свести к минимуму  бумажный документооборот. Вся необходимая информация, включая архивы, теперь может храниться в вашем компьютере, ноутбуке, на флешке и т. д.  Также ИТ необходимы при работе с налоговой отчетностью организаций и в  других областях взаимодействия с государством. Сейчас огромное внимание  уделяется предоставлению государственных услуг в электронном виде. Не используя современные технологии и средства коммуникации, НКО тем самым  ограничит для себя возможности получения государственных услуг.

В сфере коммуникаций применение ИТ меняет качество всех процессов,  делая их гораздо более эффективными. Появляются новые возможности для  общения, развития отношений, управления процессами. Без использования  ИТ эффективность взаимодействия во многих сферах существенно снижается, особенно если речь идет о коммуникациях с представителями бизнес-сообщества, сторонниками из молодежной среды или организациями - грантодателями. В то же время, используя информационные технологии, вы можете  снижать расходы на телефонные переговоры – заменив их IP-телефонией, электронной перепиской, общением в социальных сетях и сервисами для обмена  мгновенными сообщениями.

Мы надеемся, что информация, представленная в данном разделе,  поможет вашей организации развиваться более эффективно, экономить ресурсы и использовать самые современные методы и технологии для достижения поставленных целей. Мы желаем вам успехов в дальнейшей работе и  будем признательны за вопросы и предложения по тем проблемам, которые  были нами освещены, а также отзывы о том, насколько полезной для вас оказалась приведенная информация. Связаться с нами вы можете по адресу sonko@lenreg.ru